http://grossbacher.ru/

Форма обратного звонка

Обратная связь

Данные успешно отправлены!

×
 x 

0
Мировая история пивоварения

Пиво настолько древний напиток, что установить его первосоздателей очень сложно. Изучение рецептов приготовления пива, высеченных на камне, дает основание утверждать, что около 7000 года до н. э. шумеры, проживающие в Двуречье — на территории между реками Тигр и Евфрат — уже умели варить напиток с применением ячменного солода. Они приносили его в дар богине плодородия.
Технология приготовления пива детально описана на шумерских клинописных табличках, которым более 5 тысяч лет. Немецкий археолог Е. Хубер нашел клинопись III тысячелетия до н. э. с рецептами не менее 15 сортов пива, которые ему удалось изготовить. У шумеров была даже поговорка: «Не знать пива — не знать радости».
Технология приготовления пива значительно отличалась от современной. Сначала ячмень жерновами размалывали на муку, затем формовали хлебные лепешки, которые закладывали в печь, но пропекали плохо. Далее эти лепешки разламывали, добавляли солод и варили. Образовавшееся сусло оставляли в открытых сосудах для брожения. Пилось пиво через специальные трубочки, чтобы не растворившиеся твердые частицы не попадали в пищевод.
В ассирийской и вавилонской империях статус солодарей и пивоваров был очень высоким. В Вавилоне прославилась женщина-пивовар Кубаба, основавшая город Киш, в котором варили очень много пива. К недобросовестным пивоварам в древнем Вавилоне применялись жесткие законы: производитель поддельного пива должен был быть утоплен или наказан питием такого «пива» до самой смерти. Исторически сложилось так, что государство всегда пристально следило за вопросами пивоварения и пивоторговли.
В Египте найдены памятники, указывающие на то, что пиво там варили уже в 2800 году до н. э. Настенная живопись, относящаяся к 2600 2190 годам до н. э., показывает процесс приготовления пива, начиная от обычного ячменного и кончая пивом, для приготовления которого использовался пшеничный солод.
Египтяне полагали, что навыки пивоварения передал людям бог урожая и подземного мира Осирис. Пиво в древнем Египте называлось пелузийским напитком, по имени города Пелузий в устье Нила, главного тогдашнего центра пивоварения. Группа британских археологов во время раскопок в Тель-эль-Амарне, древней египетской столице, обнаружила остатки пивоварни, принадлежавшей храму Солнца, который был построен царицей Нефертити. Было обнаружено и настенное панно с изображением Нефертити, наливающей пиво через нечто, похоже на ситечко, чтобы очистить напиток от примесей.
Сохранились росписи на стенах пирамид — сидящие египтяне тянут пиво через тростниковые трубочки. Рабу-строителю пирамид полагались в день жбан пива, 3 лепешки и пучок лука или чеснока. Как видим — пирамиды стоят и по сей день! Вместе с тем, на чрезмерное употребление пива уже тогда смотрели неодобрительно. Неслучайно на одной из каменных плит было высечено наставление: «Не погуби себя, когда сидишь в пивной, не теряй разума и не забывай своих клятв…».
Безусловно, народы Древнего Шумера и Египта не были единственными, кто умел варить пиво. Но наличие у этих народов письменности сохранило для потомков свидетельства технологии пивоварения.
Печально, но наша цивилизация пошла по другому пути, когда люди узнали, что сок виноградных ягод, постояв с недельку, начинает бить в голову пьющих с гораздо большей силой… В древней Греции пивом пренебрегали, предпочитая ему разбавленное вино, и поэтому, очевидно, рухнули под атакой варварских пленен. Выражение «он пьет неразбавленное вино» или «он пьет как скиф» было синонимом пьяницы.
В средние века ячмень был одной из самых распространенных зерновых культур, и каждая семья варила свое «домашнее» пиво. Постепенно семейное производство уступило место производству профессиональному. В конце XI века в пиво стали добавлять хмель, во многом придав ему тот вкус, который мы знаем сегодня.
В средневековой Европе пивоварение было очень почтенным и прибыльным делом. К началу ХVI века европейские пивовары, дабы разнообразить вкус пива, стали добавлять в него различные горьковатые добавки в виде дубовой коры, желудей, вереска, различных трав и ягод. Борясь за традиционный вкус пива, баварский король в 1516 году издал «Указ о чистоте пива», согласно которому напиток можно было варить только из трех ингредиентов: воды, солода и хмеля. Как мы видим, даже дрожжи еще не упоминаются, так как чистая культура дрожжей была выделена Эмилем Христианом Хансеном только во второй половине ХIХ века.
Впоследствии, до начала индустриальной революции, процесс производства пива оставался неизменным. Однако затем, благодаря техническим и научным открытиям, развитие технологии пивоварения пошло семимильными шагами. Огромный вклад в развитие пивоварения принадлежит Луи Пастеру (1822-1895), исследовавшему брожение и свойства пивных дрожжей.
Далее эволюция пивоварения прошла через следующие этапы: использование хмеля и переход на низовое брожение. Для данного типа брожения необходима низкая температура (5-9° С) и более длительные сроки.
Первые эксперименты по низовому брожению начали проводиться в Германии. После изучения и воспроизводства различных видов дрожжей популярность этого способа приготовления пива резко возросла. Появилось пиво, способное сохраняться несколько месяцев.
В первом известии о разведении хмеля говорилось: "От примеси этой пряности пиво стало прочнее, стало меньше бояться перевозок и мало-помалу сделалось предметом оживленной торговли". Традиционно для пивоварен закупались обычно два сорта хмеля - более ценный, для так называемых "лагерных - лагер (от немецкого lager - подвал). Пиво «лагер» варилось с использованием хмеля и, как правило, по технологии низового брожения. Такое пиво могло сохраняться в подвалах в течение нескольких месяцев. " сортов пива, сохранявшихся до лета, и более посредственный - для быстрого потребления (распивочного пива). Сегодня все ведущие производители производят «лагер».
Если суммировать определения, даваемые пиву, то можно сказать, что пиво - это слабоалкогольный, содержащий обычно от 2 до 6% спирта, пенящийся напиток, получаемый из крахмалистых веществ, проросших зерен (солода) различных злаков с добавлением воды, дрожжей, в настоящее время также хмеля и различных ароматических веществ, посредством брожения, но без перегонки.
Image
×

TOP